Пенсия по потере кормильца
Действующими в нашей стране законодательными нормами, помимо стандартного пенсионного обеспечения, была предусмотрена и особая выплата, а именно – пенсия по случаю потери кормильца.
Так же, как и иные государственные пособия, данная выплата может быть оформлена заинтересованным лицом только при наличии соответствующих оснований. Для этого гражданину необходимо обратиться в уполномоченную организацию, по месту своего жительства, составить личное заявление, а также представить пакет требуемых документов.
Кому может быть назначена данная выплата?
Денежное обеспечение, по причине потери кормильца, может быть назначено исключительно нетрудоспособным гражданам, которые не имеют других постоянных доходов и не могут обеспечивать себя в материальном плане. Еще одним важным нюансом будет являться и тот факт, что гражданин должен был находиться на иждивении умершего человека, до момента его смерти.
Действующие положения устанавливают также и определенные исключения в отношении получения пенсии по потери кормильца. Прежде всего, на оформление данных выплат не смогут претендовать лица, совершившее определенное уголовное преступление, которое стало основной либо косвенной причиной смерти своего попечителя. Помимо этого, денежные средства не смогут получить и иные категории граждан, которые не соответствуют установленным законодательством требованиям.
Кто будет иметь законное право претендовать на выплаты?
В соответствии с действующим законом о «Страховых пенсиях» оформить выплаты по случаю потери кормильца смогут следующие категории граждан нашего государства:
- Члены семьи умершего кормильца, которые, до момента его смерти, находились на его попечении. При этом время смерти, ее причины, а также иные обстоятельства здесь никакого значения иметь не будут.
- Близкие родственники умершего гражданина, например, его родные братья и сестры, дети и т.д., при условии, что их возраст еще не достиг совершеннолетней отметки.
- Родные сестры и братья умершего лица, а также его дети, которые проходят обучение в образовательных учреждениях, до момента достижения 23 лет.
- Родственники умершего лица, при условии, что им до момента наступления совершеннолетнего возраста была поставлена инвалидность.
- Дедушки или бабашки умершего попечителя, при условии, что их возраст уже достиг 60 и 55 лет соответственно. Сюда также можно отнести и те случаи, при которых их возраст еще не достиг вышеуказанных отметок, однако у граждан имеется инвалидность.
- Близкие родственники умершего кормильца, которые не работают и не имеют постоянного источника дохода, по причине обеспечения ухода за несовершеннолетними детьми.
Важным нюансом здесь будет являться и тот факт, что усыновленные дети, а также не родные родители детей, обладают абсолютно одинаковыми шансами в отношении оформления выплат, наравне с кровными родственниками.
В какую организацию следует обращаться для оформления выплат?
Начать оформление пенсии, по причине потери кормильца, заинтересованное лицо может абсолютно в любой момент, после появления соответствующих оснований. Действующие правовые нормы не ставят здесь никаких временных ограничений.
Инициатива на оформление выплаты всегда должна исходить от самого гражданина. Для этого ему нужно составить письменное заявление, которое четко выразит его намерение. Направить документ можно в следующие организации:
- В местное отделение Пенсионного Фонда, расположенного в районе проживания заинтересованного лица.
- В многофункциональный центр предоставления услуг, который имеется во многих регионах и городах нашей страны.
Заявление, вместе с пакетом требуемых документов, можно передать лично, в отдел канцелярии уполномоченной организации либо направить по почте. В последнем случае днем обращения будет являться число отправки письма.
Как только заявление будет принято уполномоченной организацией, специалист начинает рассмотрение представленных сведений. В том случае, если вся информация будет указана правильно, решение по назначению пенсионной выплаты будет положительным. Если же специалист заметит, что не все данные были представлены в полном объеме либо в пакете документов не хватает важных сведений, заявителю будет вынесен отказ в удовлетворении указанных требований.
Какие документы потребуются?
Решение о назначении страховой пенсии будет положительным только в том случае, если заявителем будет представлен полный пакет документов. В список основных бумаг будут входить следующие:
- Личное заявление от гражданина. Документ составляется в произвольной форме, главное, чтобы в нем были указаны: наименование и реквизиты организации, ФИО и адрес проживания гражданина, а также четкая просьба о назначении выплаты по случаю потери кормильца.
- Паспорт заявителя, для подтверждения его личности.
- Документ об обязательном пенсионном страховании обратившегося в организацию лица.
- Подтверждение факта смерти кормильца, выданное органами ЗАГСа.
- Свидетельство о рождении либо иные документы, которые смогут подтвердить факт наличия родства между умершим кормильцем и его иждивенцем.
- Бумаги, способные подтвердить факт наличия у заявителя необходимого страхового стажа.
- Иные бумаги, которые будут иметь прямое отношение к вопросам оформления пенсии по потере кормильца.
Следует отметить, что в отдельных регионах и городах нашей страны могут действовать различные правила в отношении содержания пакета документов, которые должны быть представлены в уполномоченную организацию. Именно поэтому сначала точный список бумаг лучше уточнять по месту обращения.
В том случае, если специалист получил от заинтересованного лица не весь пакет документов, он обязательно должен разъяснить данный факт и подсказать, какие еще бумаги нужно представить в кратчайшие сроки. Максимальный срок для того, чтобы донести требующиеся сведения, составляет 3 месяца. Если в этот период заинтересованное лицо не обратится в организацию, личное дело об оформлении пенсионного обеспечения закрывается. Чтобы вновь возобновить его, придется заново писать заявление и снова собирать полный пакет бумаг.
При каких условиях страховая пенсия будет назначена?
Такая выплата, как пенсия по потере кормильца, может быть назначена заинтересованному лицу только при соблюдении всех установленных условий. К основным из них можно отнести:
- Наличие хотя бы минимального страхового стажа у умершего лица. В данном случае будет достаточно даже одного дня. Страховой стаж представляет собой период, в течение которого гражданин перечислял денежные средства в государственный страховой фонд.
- Иждивенец абсолютно не должен быть причастен к гибели кормильца. Если в ходе расследования будет выяснено, что нетрудоспособный гражданин все же был замешан в данном происшествии, он тут же теряет свое право на оформление этой выплаты.
Если два вышеуказанных условия были полностью соблюдены, а все необходимые документы – представлены, у уполномоченного органа не будет иметься оснований для отказа в удовлетворении просьбы заявителя. Если же данный отказ все же был выдан, гражданин будет иметь полноценное право для защиты собственных интересов. Для этого можно обратиться в вышестоящую организацию, например, в региональное либо федеральное пенсионное отделение, подав туда письменную жалобу. Лучше составить документ в двух одинаковых экземплярах, на одном из которых будет иметься отметка о принятии бумаги.
Если вышеуказанный метод не принес ожидаемых результатов, необходимо заняться подготовкой документов для обращения в суд. В исковом заявлении нужно подробно изложить особенности сложившейся ситуации, а также предъявить официальные требования ко второй стороне процесса. Если судебное решение будет положительным, уполномоченная организация, на его основании, будет обязана провести все необходимые мероприятия для назначения пенсионной выплаты.
Установленные сроки назначения пенсионной выплаты
Законодательные нормы устанавливают следующие сроки в отношении оформления пенсионной выплаты по случаю потери кормильца:
- 10 дней с момента обращения заинтересованного лица в уполномоченную организацию и предоставления туда всех необходимых документов. Именно за этот период времени вся информация должна быть подробно рассмотрена. После этого выносится положительное либо отрицательное решение по поводу требований заявителя;
- 3 месяца – для тех ситуаций, при которых гражданин ранее уже обращался и подавал документы в уполномоченную организацию, но в ходе проверки выяснилось, что в представленном пакете бумаг отсутствуют некоторые важные сведения. В таком случае гражданин должен донести всю необходимую информацию в течение вышеуказанного периода.
Следует также отметить, что оформление страховой пенсии можно начинать исключительно с того дня, в который у заинтересованного лица появилось данное право. То есть фактически этим моментом будет являться день смерти кормильца, указанный в соответствующем свидетельстве.
Что касается сроков, на которые устанавливаются пенсионные выплаты, – они могут быть как ограниченными, так и бессрочными. Ранее назначенные денежные суммы могут быть отменены при наличии соответствующих оснований. Например, если с физического лица была снята нетрудоспособность, следовательно, гражданин может сам обеспечивать себя. Этот факт, в свою очередь, будет являться главным основанием для отмены назначенных выплат.
Особенности и порядок дальнейшей выплаты денежных средств
Как только выплаты в отношении заинтересованного лица были утверждены – оно будет получать их регулярно, один раз в месяц. При этом заявитель сам вправе выбрать способ непосредственного получения денежных средств, предварительно указав его в личном заявлении.
Денежные средства могут быть получены гражданином на дому либо в кассе организации. Помимо этого, сумма может регулярно переводиться на банковский счет человека. Однако в таком случае все реквизиты должны быть точно указаны в специальном письме, которое входит в пакет обязательных документов для назначения пенсии.
Если пенсионер, по каким-либо причинам, не может регулярно получать денежные средства, за него это сможет сделать другое лицо. Однако в таком случае у этого лица обязательно должна иметься правильно оформленная и заверенная в нотариальном порядке доверенность. В документе указываются все важные сведения – ФИО доверителя и доверенного лица, полный список полномочий и иная информация.
На какой размер страховой выплаты можно рассчитывать?
Точный размер суммы денежного обеспечения по случаю потери кормильца будет зависеть от множества различных нюансов. Стандартная фиксированная сумма составляет около 4000 рублей ежемесячно. При этом денежные средства могут быть установлены в отношении каждого нетрудоспособного члена семьи.
В некоторых случаях к фиксированной сумме могут быть прибавлены дополнительные надбавки. Например, ежемесячно определенная часть денежных средств прибавляется круглым сиротам.
Отдельно следует упомянуть и о гражданах, которые оформили пенсию и проживают в районе Крайнего Севера либо на иных территориях, которые к ним приравнены. В таком случае к стандартной сумме будет прибавлен еще и дополнительный районный коэффициент, действующий в конкретном регионе страны.
Более того, в отдельных районах государства муниципальными органами и локальными актами могут быть установлены и иные надбавки, например, различные губернаторские премии и т.д.
Помимо этого, ранее установленный размер фиксированной выплаты может подлежать регулярным пересмотрам. Как правило, каждый год он, в соответствии с вынесенным Постановлением Правительства РФ, увеличивается на небольшую сумму.